публикация в газете "Московский Комсомолец" от 5-12 апреля 2001 г.
ЗНАК ФИЛИНА Наталья Стеценко: "Он сам поставил свой финал..." Мы встречались по субботам. Все давно привыкли, что это их день, день знатоков. Самый первый финал игры "Что? Где? Когда?" выпал на 30 декабря, канун Нового года. И игроки, и телезрители чрезвычайно обрадовались такому совпадению. Ровно 25 лет спустя финальное шоу снова пришлось на тридцатое число — тоже субботу, разумеется. Круг замкнулся. Владимир Яковлевич Ворошилов умер в субботу. Что это? Тоже совпадение? Наталья Стеценко долгие годы прожила с Ворошиловымв одной связке — и творческой, и любовной. Жена, правая рука, генеральный продюсер телекомпании "Игра". Иногда она будто выдавливает из себя слова — так тяжело их произносить. Молчит, смотрит сквозь меня. Но в какие-то моменты поток мыслей и воспоминаний льется, несется как лавина. Словно ей необходимо выговориться, первый раз произнести вслух то, о чем страшно думать. Справка "МК": Владимир Ворошилов совершал телевизионные открытия, которыми сегодня пользуется любой профессионал. Телевизионная идея - это бриллиант, ноу-хау, таких людей на Западе носят на руках. В 1968 году он сделал 'Аукцион" — первый опыт рекламы на телевидении в стране, где и слова-то "реклама" никто не слышал. Ворошилов в прямом эфире закатывал янтарное ожерелье в банку кальмаров, которыми были завалены все прилавки. И на следующий день кальмары исчезали из магазинов. Прошло шесть передач, и 'Аукцион" со скандалом закрыли. Потом он придумал программу "А ну-ка, парни!". Позже идея трансформировалась — вариации на тему до сих пор процветают. Впервые им же была сделана система 'Контакт" — общение в прямом эфире людей из разных городов страны. По техническим меркам того времени идея уникальна. Ворошилов был новатором и первопроходцем. "Черные ящики", 'музыкальные паузы", 'Внимание - вопрос!" или 'Минута на размышление' - все это входит в ноу-хау и принадлежит лично ему. Кнышев в свое время сказал начинающему Диме Диброву: 'Вопрос-ответ может придумать каждый, а вот попробуй придумать волчок!" — Наталья Ивановна, как же появился этот самый волчок? — Передача рождается, как ребенок: нужно время и муки родителя. Со "Что? (де? Когда?" мучений было гораздо больше, чем с другими ворошиловскими проектами. Сначала возникла идея семейной викторины, которую потом использовал "Счастливый случай". Но оказалось, что для мозгового штурма недостаточно папы, мамы и ребенка. Нужно как минимум пять-семь взрослых человек. Тогда появился другой вариант семейной игры. После первой же попытки Ворошилов от ужаса и стыда залез на чердак. — На какой чердак? Что это за история? — У Владимира Яковлевича был друг — драматург, который убедил его отказаться от минуты на обсуждение. Лучше взять две семьи, дать каждой по 25 минут, предоставить книги, справочники, телефон. И по очереди снимать, как люди ищут ответы на вопросы. Сразу скажу: я была резко против, но в то время я была молодым редактором, а знаменитый драматург настаивал. Мы пригнали ПТС к дому на набережной Шевченко, дали семье всякие книги-телефоны. Наблюдать за этим было невозможно — происходил какой-то кошмар! Ворошилов понял все на первых минутах съемок. Мне кажется, только с того момента он начал уважать меня как редактора. Осознав провал, он залез на чердак дома, чтобы сотрудники его не видели. Спрятался и не выходил, пока не уехала вся техника. Потом ночь напролет просидел в квартире на Кутузовском с нашим психологом Витей Зарецким, не говоря ни единого слова, а утром пошел гулять. И в магазине "Малыш" наткнулся на обычную детскую игрушку — волчок. Притащил его домой, стал крутить. А дальше трудно сказать — как именно сработала его фантазия. — Ни о какой игре в прямом эфире речи сначала не шло? — До 1986 года "ЧСК" показывали в записи. Хотя Ворошилов — апологет прямого эфира. Ему было очень дорого ощущение единовременного дыхания со зрителями. Даже запись игры мы всегда делали один к одному. У Ворошилова никогда не существовало "стопов", вторых дублей. Это запрещено! Когда мы начинали "Любовь с первого взгляда", Козлов с Борисом (Борис Крюк, сын Натальи Стеценко от другого брака. — Авт.) в два голоса кричали: "Что в этом такого?! В Англии каждую секунду делают "стоп" и переснимают" Я отвечала: "Вот когда я умру и Ворошилов умрет — можете снимать как хотите. Но до тех пор мы так работать не будем". — И неужели вы ни разу не оттупили от своего правила? — Нет. Записывали только в натуральном виде. Правда, один раз по политическим мотивам нам вырезали вопрос, связанный с Олимпиадой. Тогда шли советско-американские спортивные бойкоты. А вопрос-то довольно смешной, да и стоил нам больших усилий: знатокам показали бобра, таксу, других зверьков. Надо было догадаться, что речь идет об олимпийских символах, и назвать следующее животное. Но тему зарубили, и, разумеется, изменился итоговый счет. Пришлось убрать еще один вопрос, чтоб привести игру к реальному результату. — А что за большие усилия? Над чем вы так трудились? — Бобра доставляли самолетом из заповедника з Воронежской области: в Москве не нашли. Мы почему-то считали, что бобр приедет маленький. Собирались его на руках к знатокам выносить. А он оказался настоящим гигантом, лоснящимся красавцем с потрясающими зубами. Посадили его в клетку из тонких прутиков, в которой обитал наш филин. Но он своими лапками-ручками разгибал прутики и по-хозяйски выходил. Пришлось укреплять клетку толстой проволокой. И вот два здоровых мужика выносят ее на минуту обсуждения — бобочка впивается клыками в проволоку и начинает ее пилить прямо перед камерой. Знатоки — Сиднев, Долгов, Бялко — дар речи потеряли! У Ворошилова тогда был период увлечения животными. У нас питон побывал, петухи, кошки. Однажды козла силой толкали по лестнице, а он упирался. Двое ребят практически внесли его на второй этаж за рога, и бедный козел опозорился от страха. Всю минуту обсуждения он писал, а наш директор ползала сзади и вытирала пол. — Скажите, как в игре появился филин? - У Ворошилова и до 'ЧГК" филин присутствовал. Это птица неоднозначная. В некоторых культурах — символ мудрости. В других - вестник злых сил. Первое время мы привозили на съемочную площадку "дрессированного" филина. Профессионалы из подмосковного заповедника каждый раз заранее выдерживали его на свету, чтоб он бодрствовал. Но от ярких софитов он все равно засыпал. Когда замечательная наша Тамара Владимировна Вешнякова представляла книги, запросто мог отключиться, сделать кувырок и повиснуть вниз головой на своей перекладине. Поэтому позже мы оставили только заставку с его изображением. — Пожилая леди с книжками Тамара Владимировна Вешнякова особа очень колоритная. Но жизнь ее, по-моему, закончилась трагически? — Она оказалась в доме престарелых. Я не знаю тонкостей ее отношений с сыном и не могу объяснить, по каким причинам все сложилось так, а не иначе. Но заведение было вполне достойное. На Западе подобная практика вообще считается нормой. И мне кажется, не это было для Тамары Владимировны самым тяжелым. Когда нас заставили убрать ее из передачи — вот тогда она действительно пережила серьезный удар. Не потому, что ее лишили возможности появляться на экране. Известность ее не интересовала: она и так была человеком известным. Ведь Вешнякова работала директором Московского Дома книги. У дверей ее кабинета в очереди сидели и министры, и артисты: книги к нашей стране всегда пользовались спросом. Она очень хорошо знала и по-настоящему любила литературу. К тому же была потрясающе красива для ее возраста. а ней, видно, жил какой-ю внутренний артистизм: она совершенно органично держалась перед камерой. И, наверное, "ЧГК" была ее отдушиной, полетом души, перевоплощением. Нам было безумно трудно сделать то, что от нас требовали. Мы не знали, как сказать ей об этом. Ворошилов сильно переживал. Но, честно говоря, и он, и все мы готовы были пойти на что угодно, чтобы сохранить главное - игру. — На что еще вы могли пойти? — Например, мы воровали музыкальные клипы. Договаривались с видеоинженерами, они тайком записывали ролики с западных каналов, и мы выдавали их в музыкальных паузах. Мы первые в стране показали АВВА, Вопеу М. У нас была и Элла Фицджеральд, и Queen. Паузы эти постоянно пытались вырезать, приходилось их отстаивать. Если группа была не очень известна, мы выдумывали политкорректные подписи: 'ВИД из Болгарии" или "ансамбль из ГДР". На музыку соцстран все-таки смотрели снисходительнее. А сколько наших вырезали! Из-за Пугачевской "Белой панамы" устроили разгром: "Какое безобразие! Что за песня!" Валера Леонтьев со своей "Анно Домини" скольких сил стоил. Ворошилов хотел сделать в клубе свой ансамбль, мы договорились с Лаймой Вайкуле, которая только-только появилась, что она будет постоянно у нас выступать. Лайма спела в трех передачах, и оазразился жуткий скандал на тему - почему только она. От затеи пришлось отказаться. — Вас с Ворошиловым не обвиняли в семейственности, когда Борис Крюк стал вести "Любовь с первого взгляда"? — Нас обвиняли в семейственности так давно, что к моменту появления на экране Бориса было уже все равно. Мы очень долго не женились по этой причине. Иначе не смогли бы работать вместе, что было гораздо важнее, чем штамп в паспорте. Потом поженились тайно, да и то, собственно, для Киры Александровны Прошутинской. Ни почему-то казалось — нехорошо, что я не замужем. Она нас все время убеждала, и в конце концов мы пошли в ЗАГС. Но, честно говоря, для меня и для Ворошилова это не имело никакого значения. Наш брак мы скрывали. У меня до сих пор в личном деле очень странный муж записан. Заполняя анкету как военнообязанная, на вопросе о ыуже " так растерялась, что написала какого-и Владимира Иваныча, не помню с какой фамилией. — Я слышала, что Владимиру Яковлевичу чуть ли не нагадали, что проекту отпущено 25 лет. — На 20-летие он тоже говорил, что это последняя игра. Но на сей раз он, правда, будто предвидел. Ворошилов был мистик, конечно. Вот мы говорили про филина... Знаете, с православной религии считается, что первые три дня после смерти душа человека еще на Земле. Она облетает места, которые ей дороги, и, как птица, ищет свое гнездо. Шел третий день, на завтра назначены похороны, Борис и ребята из группы готовили площадку в Нескучном саду, чтобы привезти туда Ворошилова. Завешивали черным тюлем стол, люстру, волчок, ставили свет. И вдруг Борис звонит: "Ты представляешь, сюда прилетел филин и кричит!" (Наталья Ивановна делает такую долгую паузу, что холодок проходит у меня по спине. — Авт.) Полчаса эта птица сидела на ветке и не замолкала. Наш оператор Саша Фукс потом сказал: "ОН, видно, как обычно, был недоволен тем, что я неправильно ставлю свет". Было несколько таких мистических совпадений. — Расскажите еще про мистические знаки! — На 20-летие, когда Ворошилов твердил, что это прощальная игра, на счете 5:5 выпал вопрос о пиковой даме. Последним! Мы были потрясены и ждали чего-то неприятного. Но, видимо, пиковая дама не сыграла. На 25-летие на том же счете выпал еще более символичный вопрос. "Бог слепил человека, и остался у него кусок глины. И спросил бог: что тебе слепить? Человек ответил: слепи мне счастье. Вопрос — что сделал бог? Он отдал человеку глину со словами: твое счастье, ты его и лепи". То есть каждый лепит свое счастье сам. И это утверждение к Ворошилову относится как нельзя точно: он строил свою судьбу так, как хотел. У нас было много споров на финальной игре. После "Короля" Тамары Гвердтцители Ворошилов наперекор моим возражениям потребовал звукорежиссера музыку из "Дракулы" — душераздирающую, страшную. В Нескучном саду, на том самом месте, где потом стоял его портрет, фейерверком горели цифры "25' и звучала эта трагическая музыка. Когда на девять дней мы запустили видеопленку, то смотреть ее было невозможно. Понимаете? Он сам поставил и срежиссировал свой финал. — Вы до последних дней были вместе с Владимиром Яковлевичем? — Мы вместе были очень долго. Но наше "вместе" — это отдельная тема. Мы оба Стрельцы, оба независимы, мы люди, которые не любят быт. Жили так, как нам хотелось, — и вместе, и врозь. С ним можно было познавать профессию, законы жизни, законы любви. Но не на уровне семейного быта, ревности, склок. Нам было совершенно все равно, кто у кого из нас был... В какие-то моменты п просто выталкивала его из другой жизни. Я имею в виду ситуацию с его здоровьем. Он мог позвонить и потребовать: "Ты мне скажи одно — у меня рак есть?" Я говорила — нет, успокойся. Он настаивал — нет, ты мне напиши. И я писала расписку, что рака у него нет. Последнюю расписку я написала про язву. Его приходилось долго убеждать, что нужно лечиться. Он и ушел из-за того, что не умел лечиться. По части болезней был человеком совершенно неадекватным. Все время менял врачей, не очень их слушался. Наш последний разговор шел о том, что ему надо лечить сердце. Но он был так упрям! — Что будет дальше с передачей "ЧГК"? — Придумать игру "ЧГК" — это все равно что придумать шахматы или футбол: Он сделал ее так, что она может существовать и без него. Она этого достойна. Сегодня в отношениях со знатоками меня тревожит другое - использование имени "ЧГК" для подделок. Пока я попросила их полгода не использовать имя "ЧГК" Уже сейчас начинаются фестивали, кубки памяти Ворошилова — да не хочу я, чтобы памяти Ворошилова играли неизвестно во чю. Если играют в "ЧГК" — это должно быть достойно. Надо держать марку, класс, уровень. Либо играйте в интеллектуальные игры под другим названием. Мне подделки не нужны. Сейчас, после смерти Ворошилова, я буду за это биться до последней капли крови. Катя ПРЯННИК.
|