Как в это играют? Как стать игроком?
Правила "Своей игры" в общих чертах не так сложны. В каждой схватке участвуют
три человека, наперегонки отвечающих на вопросы, задаваемые ведущим. Успел
первым нажать на кнопку - будешь отвечать.
В первых циклах игр можно было нажимать и до окончания вопроса, и даже - рискуя! -
до его начала; однако с 1998 года введен "американский" вариант: нажимать можно
только по окончании вопроса. Если нажал слишком рано, то за это не убьют, но
кнопка твоя отключается на 2 секунды; впрочем, после такого фальстарта нередко еще
можно успеть нажать ее повторно и все же ответить.
Правильно ответил - заработал стоимость вопроса и право выбрать следующий;
ошибся - стоимость вопроса с тебя взыщут (этак можно и в минус залететь), а на тот
же вопрос, возможно, ответит кто-то из соперников.
Схватка состоит из трех раундов. В синем раунде - шесть тем по пять вопросов
стоимостью от 10 до 50 очков, в красном стоимость вопросов удваивается. Игроки
выбирают вопросы втемную, зная только тему и стоимость, ведущий читает их вслух.
Если ответ не вполне точен, но верен по сути, ведущий Петр Кулешов, настроенный
обычно дружественно и толерантно, может его засчитать (за что ему, конечно,
спасибо). Если ответ не принимают, иногда можно и поспорить (есть среди игроков
большие любители этого дела, например, автор этих строк), апеллируя к редакторской
группе, в частности, к энциклопедистке Ирине Тюриковой, но отспорить что-то
удается нечасто, так что этим лучше не увлекаться
.В обоих раундах присутствуют скрытые клетки типа "Кот в мешке" и "Своя игра".
Вытянув клетку "Кот в мешке", игрок обязан передать право ответа кому-то из
соперников (отказаться нельзя), после этого ведущий назовет истинную тему вопроса
(не совпадающую с первоначальной), его стоимость и прочтет вопрос вслух. Тут уж
нажимать никуда не надо - отвечает получивший зловредного "кота". "Котов" таких в
синем раунде два, в красном - один. При попадании на клетку "Своя игра" игроки
торгуются за этот вопрос (вновь втемную, зная только тему), называя цену, не
превышающую свой нажитый в этой схватке капитал; при этом, если игрок пошел ва-
банк, то перебить его можно только таким же решительным шагом (если, конечно,
твой банк круче).
Игрок, купивший вопрос, должен его выслушать и, если сможет, ответить. Клеток
"Своя игра" в синем раунде - одна, в красном - две.
В финальном раунде, так и называющемся - "Своя игра", участвуют лишь те из
игроков, у кого нажитый капитал положителен (чаще всего - все трое). Ведущий
оглашает тему одного финального вопроса, а игроки делают свои секретные ставки.
После этого вопрос звучит, и игрокам дается некоторое время, чтобы написать ответ,
затем ведущий оглашает ответы и ставки и подводит итоги схватки. Все.
Система розыгрыша циклична и тоже легко понятна. Существует некий элитный
гвардейский отряд, называемый "Золотой дюжиной" и подверженный непрерывной
ротации. В ходе предварительного отбора (по телевизору его не показывают)
руководство "Своей игры" (из коего отметим главного редактора Владимира
Молчанова - человека, известного в кругу знатоков своей многогранностью)
определяет новых претендентов, в число которых могут входить и бывшие гвардейцы,
сброшенные с парохода современности, но пытающиеся вернуться.
Если в первых 4 циклах игр "Золотой дюжины" (1996-97 гг.) шесть победителей -
претендентов на вхождение в "Золотую дюжину" - определялись в квалификационных
схватках, а затем каждый из них в отборочной игре встречался с двумя гвардейцами, и
игроки, занявшие в такой игре два первых места, попадали в новый гвардейский
состав, а третий - выбывал; то начиная с 5 цикла (1998 г.), принципы отбора
упростились и стали более безжалостными к действующим игрокам. Отныне в
отборочной игре встречается один гвардеец с двумя новичками (руководство само
определяет, кому с кем играть, и принципы этого выбора коварный Молчанов не
раскрывает) - и в новый состав "Золотой дюжины" попадает только победитель.
После того, как новый состав "Золотой дюжины" сформирован, девять новых
гвардейцев, набравших в отборочных играх больше очков, попадают в полуфиналы,
остальные трое - сушат весла до следующего цикла (но в гвардии остаются).
В трех полуфиналах (Петр Кулешов называет их точнее - третьфиналами, но слово уж
больно непривычное) играют соответственно: первый игрок с шестым и девятым,
второй - с пятым и восьмым, третий - с четвертым и седьмым). Победители попадают в
финал, где и определяются чемпион и два призера текущего цикла. Схватки
очередного цикла сейчас показывают по НТВ каждое воскресенье в 15.30, 16 схваток
хватает на 16 недель.
В конце года победители всех трех циклов разыгрывают звание абсолютного чемпиона
"Своей игры". Тут и вопросы крутые, и ответчики изрядные.
Призы за первые три места бывают неплохими (чемпионский приз - так даже совсем
неплохой), прочие игроки получают только заработанные ими капиталы (после
деноминации 1 очко = 1 рубль). Приятно, конечно, но прожить на это нельзя, так что
играем, в основном, ради удовольствия (собственного и зрительского).
Сидя дома на диване, наблюдать интересно, но трудно проникнуться сознанием и
духом игры. Со стороны кажется, что ответить совсем несложно (средний зритель
видит, что может вполне ответить на многие вопросы, и недоумевает: а эти-то чего
молчат? Да не молчат они! Они все трое давно все поняли и ждут момента, когда
загорится сигнальная лампочка и можно будет ударить по кнопке - тогда кто-то и
заговорит). В реальных условиях съемок психологическое давление оказывается очень
сильным, особенно в критические моменты, и мало иметь обширную эрудицию - надо
успевать ее вовремя проявлять, да еще иметь крепкие нервы! Очень неприятно бывает
сообразить наконец, что к чему, потянуться к кнопке и за долю секунды до того
услышать, как своей кнопкой щелкнул кто-то из соперников.
Если все это не пугает зрителя, желающего тоже играть, - флаг ему в руки! Можно
прямо обратиться к руководству (телефоны в Москве 955-87-30, 955-80-39, 955-84-05),
желающему предложат сначала придумать полный раунд (шесть тем по пять вопросов)
собственных вопросов - это отражает уровень его собственного интеллекта и то,
насколько он проникся духом игры. Я бы, впрочем, рекомендовал сначала пойти на
съемки, посмотреть, как это все происходит, - там можно записаться в лист ожидания,
вывешиваемый для желающих влиться в игру, позже с вами свяжутся. Если
придуманные вопросы достаточно хороши, претендента позовут на отбор, в ходе
которого он будет рубиться с другими такими же претендентами (а иногда и с
реальными гвардейцами, используемыми многомудрым Молчановым в качестве
оселка, - меня он так не раз подверстывал, хоть и не так часто, как бы мне самому
хотелось). Наиболее проявившие себя конкурсанты (набравшие много очков или
особенно ярко себя проявившие) зачисляются в отряд новичков (кого-то могут и в
резерве подержать) и в очередном цикле надевают фиолетовую мантию.